Пресс-центр

Цифровая модель и БПЛА в индустрии: уникальный продукт от Tazmar Maritime

Tazmar Maritime предложила рынку уникальный IT-продукт в области гидрографии. Руководители группы компаний Андрей Брынов и Алексей Лукьянов рассказали о технологии

В этом году бренд отметил 10-летие со дня создания. Первоначально Tazmar Maritime ориентировался на внешне-экономическую деятельность, занимаясь поставками оборудования. В 2021 году основатели переформатировали производственные цели: вовлекли опытных специалистов гидрографии, морского дела и IT. Учли тренды, запросы клиентов и создали современный высокотехнологичный продукт.

Теперь Tazmar Maritime – это группа компаний, предоставляющая полный замкнутый цикл услуг. Поставку оборудования, сбор и обработку данных, их хранение, создание гидрографического программного обеспечения – в своей нише команда может если не все, то многое.

Но инновационный смысл преображения заключается не в закольцовке линейки услуг. В Tazmar уверены: совсем скоро все отрасли экономики так или иначе будут строиться вокруг цифровых моделей. Значит, нужно изменить подход к организации процессов. И на суше, и на воде. Так группа специалистов создала платформу GISMA – инструменты продукта позволяют увидеть в деталях и динамике скрытый или еще даже несозданный объект. Новация жизненно необходима всей индустрии.
"Наша базовая специализация – сопровождение инженерно-изыскательских работ в сфере гидрографии. Мы строим батиметрические планшеты и карты, описывающие среди прочих объектов топологию дна, – говорит Алексей Лукьянов, руководитель GISMA. – Ведь топология дна – важное условие для безопасности навигации и проведения ремонтно-строительных работ. Мы предлагаем оцифровку и автоматизацию производственных процессов подобного рода".
Планшет, о котором говорит Лукьянов, – это электронный чертеж. На рисунке, напоминающем топографический план, линиями отмечены глубины.

Вот, как выглядит схема

Цветное изображение показывает, где судно с определенной осадкой пройдет, а где встретит препятствие. Более того, помогающий продукт отслеживает динамику изменений дна – можно увидеть, каким будет маршрут через полгода.
Мы провели съемку рельефа дна участка трассы Северного морского пути, – поясняет Брынов. – Для обеспечения безопасности навигации промерили глубины для формирования навигационных карт. Это большой технологический процесс: вы сначала данные собираете, потом обрабатываете, анализируете, затем алгоритмы формируют вывод. Экспертная оценка включает полный анализ проблематики – и дальше вы уже решаете, что делать с участком".
В этом контексте показателен пример Волго-Каспийского морского судоходного канала. Там регулярно проводятся дноуглубительные работы для обеспечения гарантированных габаритов судового хода. Дно акватории подвижно, и состояние трасс необходимо постоянно актуализировать. Автоматизированная система выдаст оценку происходящему, если ситуация в моменте не соответствует норме.

Какая техника и как собирает данные

Предположим, есть задача – исследование глубин. Раньше для этих целей использовали щуп. Погружали и фиксировали отметки. Далее для получения сведений начали применять эхолоты и непилотируемые средства.
"Один и тот же процесс можно реализовать разными способами. И выбор инструментов влияет на качество, оперативность и конечную стоимость работы, – уточняет Брынов. – Наш парк включает беспилотные средства и многолучевые эхолоты. Оборудование применялось, в том числе и при обследовании Севморпути".
Многолучевой эхолот – устройство, отправляющее звуковой сигнал на дно. Отраженный сигнал ловит эхолокатор, фиксируется точка. Далее создается некое облако меток.

Кроме обеспечения безопасности судового хода, Tazmar Maritime сопровождает строительные проекты. В качестве примера спецы привели кейс острова Валаам. Заказчик планировал возвести на Ладоге новый причал, но сомневался в локации и целесообразности решения. За проработкой обратился к айтишникам Tazmar Maritime.
"Мы производили оцифровку акватории на Ладожском озере два года назад, – вспоминает Андрей Брынов. – Многолучевая съемка показала, что строительство под большим вопросом из-за высокой замусоренности".
Цифровая модель до мельчайших деталей воспроизвела картинку состояния акватории: оказалось, что на дне в огромном количестве свалены бревна. Когда-то на участке проводилась валка деревьев, и строить здесь причал было бы ошибкой. Заказчик поблагодарил компанию и отказался от идеи.

Важно: роботы не только обрисовали подводное пространство, но и дали подробную характеристику тем самым бревнам. Выяснилось, что древесина обрела высокую степень морености.
Лазерное сканирование позволяет получить габариты объектов и даже их классификацию: можно выделить ствол дерева, вычленить крону, посчитать объем древесины по каждому бревну.
"При воздушном сканировании объект фиксируется со всех сторон, – продолжает Лукьянов. – То же самое происходит под водой: вы как будто летаете. И, поскольку движетесь, каждая область сканируется под разными углами".

Комбинированный способ: лазерное сканирование и водолазы

Во время выполнения работ в Анадырском порту Tazmar Maritime подошел к делу творчески: применил комбинированный метод сбора данных. Суть задачи состояла в обследовании и промерах 50-метровой акватории вокруг каждого причала.
"Мы скомбинировали несколько видов сбора данных: воздушной аэрофотосъемки, воздушного лазерного сканирования и сканирования акватории способом площадного обследования, – объясняют суть специалисты. – Причем воздушный дрон собирал данные о надводной части гидротехнических сооружений, а подводную часть сканировали многолучевым эхолотом. Полученные в результате съемок облака точек высокой плотности сшили в единое облако, описывающее геометрию причального сооружения".
Использование метода улучшило работу водолазов: 3D-картинка показала проблемные участки. Специалистам не пришлось погружаться для обследования условно всех 100 метров стены.

Как подчеркивает Брынов, любой способ сбора информации имеет свои погрешности. Именно поэтому предприятие и комбинирует варианты.

Журнал:Цифровая модель и БПЛА в индустрии: уникальный продукт от Tazmar Maritime (korabel.ru)
"То, что не просматривается в облаке точек, попадает в видеоизображение или в фотокамеру. То, что упускает фотокамера, фиксирует лидар. Чем больше у вас типов данных, тем более точную цифровую модель объекта вы получите. В идеале данные должны быть собраны так, чтобы архитектору, технологу, судостроителю не пришлось выезжать на место", – добавляет Лукьянов.
Примерно так получилось при сотрудничестве Tazmar Maritime с Агентством внешнего транспорта Санкт-Петербурга. Ведомство планирует создать новый парк водного транспорта и актуализировать данные о безопасности прохождения плавсредств по каналам.

Для понимания проблем дна учреждение использует бумажные носители, с цифрами и графиками. Tazmar Maritime обследовал акваторию и 25 причалов и предложил цифровую модель. Состояние дна – в виде трехмерного цветного изображения, где оттенками и группами точек классифицированы объекты. Достаточно взглянуть на рисунок и понять: вот здесь, в Адмиралтейском, затонувший корабль.

В чем уникальность платформы

Кульминационным смыслом продукта стало создание детальной цифровой модели объекта. Цифровая копия облегчает сопровождение всех процессов в будущем и необходима для сопровождения дальнейшего жизненного цикла построенного сооружения.
"Одна из наших разработок – цифровая модель порта "Холмск" (посмотрите короткое видео, чтобы лучше понять, о чем речь). Команда на основе собранных данных подготовила справочник инфраструктурных объектов различных классов "умного" порта. Как то: причальную стенку, подводный мусор, реальное состояние дна и судоходных глубин. Было выстроено подробное описание береговых систем, – рассказывает Андрей Брынов"
Результат верстался при помощи математических алгоритмов: искусственный интеллект извлекал из данных нужные фрагменты информации и преобразовывал в цифровые модели. Анализировал состояние, взаимосвязи и делал выводы, на основании которых будут приниматься управленческие решения и выстраиваться ведомости и отчеты.

Другая интересная работа – цифровая модель моста на ВОКСе. Воздушное и подводное сканирование существенно облегчило задачу мостовиков.

Платформа выстроила БИМ-модель всего сооружения, применив воздушное и подводное сканирование. В результате было получено полное описание геометрии мостового сооружения и подводной части его опор.

Упомянутая экспертом БИМ-модель включает геометрические размеры сооружения, его пространственное положение и выделяет отдельные элементы, находящиеся под водой. И дает картинку высокого разрешения.
"Экспертная бригада, выезжая на объект, видит надводную часть и, в принципе, благодаря водолазам, понимает, что находится под водой, – поясняют авторы проекта. – Однако люди, работая "на глаз", могут ошибаться. Роботизированное средство ничего не выдумывает, не преувеличивает. Система не ангажирована".
На технологию недавно обратил внимание бассейновые администрации внутренних водных путей. На Волге ФБУ "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" привлекла Tazmar Maritime для автоматизации процессов управления. Задача стоит конкретная, но масштабная: автоматизация путевых работ и обеспечение актуальной навигационной информацией в целях поддержания гарантированных габаритов судового хода. В рамках проекта при помощи разных инструментов составляются характеристики объектов, ведутся поисковые работы.

В зависимости от набора шаблонов и принципов возможно классифицировать объект вручную, либо при помощи автоматических алгоритмов. Ручной метод позволяет моделировать поведение объекта антропогенного характера, либо вести учет его жизнедеятельности, – рассказывает гендиректор Tazmar IT-Solution.
"Хочу подчеркнуть важный момент: культура потребления и создания цифровых моделей в России только-только зарождается. Мы применяем автоматизированные комплексы и непилотируемые аппараты для выполнения полевых работ. Регулярно сотрудничаем с иностранными компаниями, понимаем, как развиваются технологические процессы, в чем тренд. И экономика при использовании наших данных становится эффективнее", – создатель GISMA Алексей Лукьянов.

Что еще в референс-листе

Новороссийск

В 2023 году команда реализовала оцифровку моста в Новороссийске. Западный оградительный мол длиной в километр умная техника сняла с двух сторон. На основе данных лазерного сканирования (технология ScanToBIM) БИМ-модель сооружения в высоком уровне детализации.

Комплекс инженерно-геодезических и гидрографических работ на Западном оградительном моле в морском порту Новороссийска с созданием 3D (трехмерной) модели объекта и с составлением цифровой информационной модели сооружения для ее последующего использования в ГИС-системе
Корсаков

Технологии цифрового моделирования применяются и в сфере судоподъема. По федеральной программе "Генеральная уборка" компания строит цифровые модели судов, которые будут демонтированы.
Специалисты создают информационную модель ситуации и обстановки для предварительного проектирования и последующего мониторинга хода выполнения работ.

Кстати, по ссылке можно ознакомиться с кейсом подъема затонувших кораблей в Корсакове Сахалинской области – компания вела дневник заказа.

Сахалин

Tazmar Maritime расширяет ареал деятельности и за счет заказов на суше. В сотрудничестве с "Сахдормониторинг" на острове запущен пилотный проект мониторинга состояния дорожного покрытия. Компания будет отрабатывать технологию применения БПЛА.